В соответствии с законодательством о противодействии коррупции, организации, включая организации бюджетной сферы, обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.

Прокуратура РФ является федеральной системой органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан. Это включает надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратура активно борется с коррупцией, как в государственных органах и учреждениях, так и в сфере бизнеса. Она также имеет полномочия по применению мер административного принуждения в случае нарушений в области противодействия коррупции и проводит антикоррупционную экспертизу нормативных актов.

В ходе проверки прокурор имеет право запросить необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения, которые он получает бесплатно. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, должны быть исполнены в установленный срок.

Как правило, при проверках, проводимых прокурором, запрашиваются документы, которые подтверждают выполнение организацией мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции. 

Эти мероприятия включают:

1. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за предотвращение коррупции и других правонарушений.

2. Сотрудничество организации с правоохранительными органами.

3. Разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение честной работы организации.

4. Принятие кодекса этики и служебного поведения для сотрудников организации.

5. Предотвращение и разрешение конфликта интересов.

6. Предотвращение создания неофициальной отчетности и использование фальшивых документов.

Стоит отметить, что разработка антикоррупционных мер не должна быть только формальностью. Такие меры являются необходимостью для самой организации. Например, если сотрудник организации дает взятку (даже без указания руководства), это может привести к значительным штрафам по статье 19.28 КоАП РФ для самой организации. В этом случае своевременное принятие мер по противодействию коррупции в виде местных актов может помочь избежать таких ситуаций.

Кроме этого, прокуроры активно проверяют соблюдение антикоррупционных мероприятий в организации, а также соблюдение законодательства в других областях, например:


– своевременное уведомление о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение двух лет после его увольнения;
– предоставление информации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера работниками организации;
– соблюдение правил, установленных в статье 81 Трудового кодекса РФ, согласно которым работник может быть уволен за несоблюдение мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также за предоставление неполной или недостоверной информации о доходах и имуществе работника и его семьи;
– ответственное использование государственного и муниципального имущества и соблюдение требований законодательства относительно его использования;
– проверка выявленных нарушений в хозяйственной деятельности организации с целью выявления коррупционных нарушений, а также соответствия документов на получение бюджетных средств законам о бюджете и соответствия их фактическому использованию целям выделения.


Прокуроры уделяют особое внимание соблюдению законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, так как в этой области часто возникают нарушения.

По информации от Генеральной прокуратуры РФ, существуют типичные нарушения статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции. Они включают в себя отсутствие у организаций местных нормативных актов по профилактике коррупции или их несвоевременное приведение в соответствие с федеральным законодательством. 

В учреждениях также наблюдаются следующие проблемы:
– отсутствие определенных подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции и других нарушений права;
– не разработаны стандарты и процедуры для обеспечения честной работы;
– организации не всегда взаимодействуют должным образом с правоохранительными органами;
– допускаются нарушения, связанные с отсутствием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
– нарушения законодательства о противодействии коррупции при закупках товаров и услуг. Типичные нарушения в этой области включают:
– заключение государственного контракта с аффилированными лицами заказчика;
– закупка для государственных нужд без проведения конкурсов;
– участие заинтересованных лиц в конкурсных комиссиях;
– включение незаконных условий в конкурсную документацию;
– нарушение требований к ценам контрактов и обоснованию цен;
– использование критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;
– нанятие юридических лиц без необходимой производственной базы;
– нарушение условий контрактов при выполнении работ или оказании услуг;
– нарушения при расчете неустойки в связи с неисполнением обязательств поставщиками.

Если организация уже приняла меры по противодействию коррупции в соответствии с локальными актами, необходимо:
– обеспечить их соответствие изменениям в законодательстве и антикоррупционной политике организации;
– проверить заполнение журналов и выполнение других мероприятий, предусмотренных актами по противодействию коррупции.

В случае отсутствия локальных актов, их необходимо незамедлительно принять в организации. 

Если закон о противодействии коррупции не соблюдается, это нарушение закона. Проверка может выявить такие нарушения, после чего прокурор может принять следующие меры:
– представить требование об исправлении нарушений закона;
– обратиться в суд для защиты прав и интересов различных лиц и организаций.
Само представление прокурора не является обязательным и не имеет силы принудительного исполнения. Его цель – убедить должностных лиц исправить нарушения закона добровольно. При этом, должностные лица вправе самостоятельно определить характер принимаемых мер. Если получатель представления считает, что его права и свободы нарушены или ему незаконно возлагаются обязанности, он может обратиться в суд. Суд должен рассмотреть дело по существу. Если представление прокурора не удовлетворено или обжаловано, виновные лица могут нести ответственность в соответствии с законом об административных правонарушениях. Санкции включают штрафы для должностных лиц и юридических лиц, а также дисквалификацию и приостановление деятельности.